Steel Rat`s Brotherhood

since by 2008
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Быстрый СТАРТ
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Последние темы
» Lost Paradise - русский Fallout Tactics
Пт Мар 21, 2014 3:07 am автор grimuare

» КОНДОТЬЕРЫ: ПСЫ ВОЙНЫ
Сб Дек 14, 2013 8:58 am автор droll

» Статья: "Самые большие частные армии в мире"
Ср Июн 27, 2012 10:24 am автор droll

» Картография ШАХТ
Вс Окт 02, 2011 9:17 am автор droll

» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИРА TOTAL INFLUENCE
Вт Июл 12, 2011 12:11 am автор droll

» Контракт "BLACK PRICE"
Пт Июн 03, 2011 9:31 pm автор pass1on

» Распределение опыта и нагрузки от левла
Вт Май 31, 2011 8:10 am автор droll

» О переименовании клана
Вт Май 31, 2011 8:01 am автор droll

» СПИСОК АНКЕТ
Вт Май 31, 2011 6:13 am автор Гость

On/Off поддержка

SiteHeart


Поделиться | 
 

 Статья: "Безхребетная Армия (или "Сержантский" вопрос)"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
droll
Administrator
Administrator
avatar

Сообщения : 208
Дата регистрации : 2011-01-25
Возраст : 33
Откуда : Украина, Донецк

СообщениеТема: Статья: "Безхребетная Армия (или "Сержантский" вопрос)"   Ср Апр 20, 2011 11:05 pm

Безхребетная Армия (или "Сержантский" вопрос)

В «Кредо сержанта», которое каждый американский младший командир знает наизусть, говорится: «Я сержант, лидер солдат. Как сержант я понимаю, что являюсь членом корпуса, который известен как «становой хребет армии». Я сделаю все, чтобы офицеры моей части имели максимум времени для выполнения своих обязанностей. Они не должны брать на себя мои обязанности».
Окончание.
В газете уже опубликованы первая и вторая части.


В апреле 2004 года был опубликован доклад Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) «Военное строительство и модернизация Вооруженных Сил России», подготовленный в развитие тезисов «Оборонная политика России», вынесенных на обсуждение общественности 14 октября 2003-го.

Толчком для разработки тезисов и написания доклада стало выступление президента Владимира Путина, объявившего 2 октября 2003 года, что от необходимых на определенном этапе реформ страна перешла к последовательному и рассчитанному на перспективу развитию Вооруженных Сил. В своем выступлении глава Российского государства подчеркнул, что планы модернизации армии должны быть абсолютно прозрачными и понятными всему обществу. Минобороны также продемонстрировало свою готовность к диалогу с общественностью, издав по сути аналог выпускаемых на Западе Белых книг по вопросам обороны под названием «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации».

В этих условиях, как тогда нам показалось, открывающейся гласности СВОП тоже решил сформулировать свою позицию по насущным задачам военного строительства в виде довольно большого (60 страниц) труда. Не обойден был в нем и сержантский вопрос.

Основным автором и руководителем авторского коллектива при подготовке доклада назначили меня. Напечатанный ниже раздел был написан мной лично. Привожу его с некоторыми сокращениями в том виде, в каком он помещен в докладе, полный текст которого можно найти на сайте СВОПа.

О кадровом сержантском корпусе
Одной из важнейших задач военного строительства в России становится создание корпуса кадровых младших командиров (сержантов). Отсутствие до последнего времени такого корпуса в Российской армии является наиболее ярким примером ее несоответствия магистральным путям мирового военного строительства.


Коллаж Андрея Седых
В большинстве армий мира служба в качестве сержанта обеспечивает наиболее амбициозным представителям сержантского корпуса хорошо оплачиваемую и почетную карьеру до выхода в отставку. Так, в бундесвере высшей должности – обер-штабс-фельдфебеля можно достичь не ранее чем в 50-летнем возрасте, последовательно пройдя (с соответствующим переобучением) должности унтер-офицера, фельдфебеля, обер-фельдфебеля, гаупт-фельдфебеля, штабс-фельдфебеля.

При этом в бундесвере четко проводится грань между унтер-офицером-контрактником (Zeitsoldat – «солдат на время») и унтер-офицером-профессионалом (Berufssoldat), которым можно стать, прослужив в должности унтер-офицера-контрактника не менее 12 лет.

Чтобы достичь вершины карьеры, унтер-офицеру приходится зачастую сменить десятки должностей, расширив тем самым возможности своего использования, а значит, и свою ценность для бундесвера.

Не менее сложный путь приходится проходить, поднимаясь по ступеням своей военной карьеры, и французскому сержанту. Так, чтобы получить следующую после сержанта (первой сержантской ступени) должность сержант-шефа (соответствует званию фельдфебеля в бундесвере), надо прослужить не менее трех-четырех лет. Для достижения следующей ступени адъютанта (обер-фельдфебеля) – не менее шести лет. А адъютант-шефом (гаупт-фельдфебелем) можно стать лишь через 10–15 лет службы после получения первичного сержантского звания. Вершиной же сержантской карьеры во французской армии является должность мажора, достичь которой, по мнению экспертов, еще труднее, чем стать обер-штабс-фельдфебелем в бундесвере.

Французские сержанты также делятся на контрактников и профессионалов. Подать рапорт о желании стать профессионалом солдат может только по истечении четырех лет службы, из них менее двух лет в сержантской должности (после учебы в унтер-офицерской школе сроком один год). Однако назначение в качестве профессионального сержанта происходит в среднем только после 9 лет службы по контракту в сухопутных войсках, 10 лет – в ВМС и 8,5 года – в ВВС.

Даже милиционные армии, к примеру швейцарская или израильская, большинство сержантов в которых являются призывниками, не могут обойтись без кадровых сержантов – как контрактников, так и профессионалов.

Продвижение сержантов по служебной лестнице жестко регламентируется. В армии США, например, где карьера сержанта формируется по принципу «Если ты не растешь – уходи», разработана сложная система набора определенного количества очков как условия повышения по службе. Так, капрал корпуса морской пехоты для получения очередного звания «Сержант» должен не только иметь восемь месяцев выслуги в предыдущем звании, но и набирать ежемесячно не менее 1600–1700 очков. Получить их непросто. Так, за сдачу тестов по физподготовке (бег на три мили в течение 18 минут, 20 подтягиваний, 100 подъемов корпуса из положения «лежа на спине») дается 100 очков. За каждый месяц службы в нынешнем звании – пять очков, за каждый месяц выслуги с первого дня службы в морской пехоте – два очка. За каждый дополнительно выбранный класс по программе подготовки – 15 очков и т. д. Кроме того, по пятибалльной системе начисляются очки по специальности. Чтобы иметь шанс на повышение, капрал должен набрать не менее 4,2–4,3 балла. Однако даже при наборе необходимого минимума очков и баллов присвоение сержантского звания происходит отнюдь не автоматически. Перед тем как свое окончательное слово по каждому кандидату скажет соответствующий командир, вопрос рассматривается в двух специальных сержантских советах. Первый решает, достоин ли каждый из кандидатов присвоения следующего звания в принципе. Второй, так называемый центральный совет выводит на базе минимального и максимального количества набранных всеми кандидатами очков средний показатель. Набравшие наибольшее количество очков претенденты представляются на повышение, разумеется, при наличии должностных вакансий.

Всего в американской армии имеется 5 официальных уровней мастерства (skills) для сержантов и 10 уровней должностных сержантских окладов.

Жесткие системы отбора сержантских кадров, особенно высшего звена, существуют и в армиях других стран. Например, в бундесвере, для того чтобы стать профессиональным унтер-офицером (сержантом), унтер-офицеру-контрактнику необходимо не только окончить специальную унтер-офицерскую школу (профессиональный унтер-офицер бундесвера не может быть в звании ниже фельдфебеля) и прослужить по контракту в унтер-офицерском звании не менее 12 лет, но и продемонстрировать четко выраженные командирские качества (включая способность к выполнению обязанностей командира взвода и роты). Ни один унтер-офицер, в том числе и в звании фельдфебеля, каким бы прекрасным техническим или хозяйственным специалистом он ни был, не может стать профессиональным унтер-офицером и подлежит увольнению с военной службы по истечении 12 лет контрактной службы.

Мы столько много внимания уделяем вопросам подготовки сержантского состава, так как считаем, что создание полноценного сержантского корпуса при всей внешней скромности подобной задачи является ключом к модернизации Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований на современном этапе военного строительства.

Может создаться впечатление, что подчеркивая роль сержанта, СВОП ломится в открытую дверь. Никто в Министерстве обороны этой значимости и не отрицает. Так, министру обороны Сергею Иванову принадлежат следующие слова: «Не может быть настоящей профессиональной армии без профессионального сержанта. Боеспособная армия держится на сержантских плечах. Наша задача – добиться того, чтобы переход к добровольному принципу комплектования начался с формирования полноценного корпуса сержантов-контрактников – профессионалов своего дела, настоящих командиров и учителей для рядового состава».

Более того, в своем Послании Федеральному собранию 16 мая 2003 года президент Владимир Путин заявил, что сержантский состав будет переводиться на профессиональную основу опережающими темпами. В свою очередь Минобороны уже объявило, что к 2008-му число контрактников среди сержантов превысит 50,7 процента.

Приветствуя эти высказывания президента и министра обороны, а также стремление военного ведомства к увеличению числа сержантов-контрактников, мы считаем тем не менее возможным высказать следующие соображения.

На наш взгляд, начинать процесс формирования полностью контрактных частей следовало бы с укомплектования их специально подготовленными для работы в таких частях сержантами-контрактниками и лишь после этого комплектовать их рядовым составом. Сейчас же, насколько мы можем судить, комплектование таких частей сержантским и рядовым составом идет параллельно.

Мы также считаем, что Вооруженные Силы, как и другие войска и воинские формирования, должны быть полностью и в сжатые сроки (не более 3–5 лет) укомплектованы сержантами-контрактниками первичного (взводного) звена, чтобы затем на их основе начать подготовку сержантов на профессиональной основе (по образцу, например, унтер-офицерского корпуса в ФРГ или сержантского корпуса во Франции), на что потребуется не менее 10–15 лет. Планируемый Минобороны перевод к 2008 году 50,7 процента всех сержантов на контрактную основу означает, что при таких темпах полное насыщение армии даже простыми сержантами-контрактниками первичного (взводного) звена, не говоря уже о сержантах-профессионалах, произойдет не ранее 2012–2013 годов.

А между тем появление сержантского корпуса, полностью укомплектованного на контрактной и профессиональной основе, привело бы к радикальному улучшению состояния Российской армии.

Во-первых, была бы выбита почва из-под дедовщины, расцвет которой, по нашему убеждению, прежде всего связан с отсутствием в армии института кадровых сержантов.

Во-вторых, появилась бы возможность резкого сокращения офицерского состава, численность которого в разы превышает установившиеся пропорции между офицерским и рядовым составом в современных армиях. К примеру, Российская армия насчитывает почти вдвое больше офицеров, чем американская примерно при равной численности рядового состава. Главная причина такой диспропорции – отсутствие полноценных сержантов, обязанности которых ложатся на плечи офицеров. Исчез бы такой бич армии, как нехватка младших офицеров и необходимость в призыве лейтенантов-двухгодичников, которые, конечно же, неспособны заменить кадровых офицеров. К тому же такой призыв вызывает серьезное раздражение в обществе, работает против престижа Вооруженных Сил.

И возможно, самое главное – у офицеров высвободилось бы время, которое они могли посвятить повышению своего профессионального образования и семьям. Кроме того, радикальное сокращение офицерского корпуса позволило бы решить такую острую, усугубляющуюся из года в год и кажущуюся неразрешимой проблему, как необеспеченность офицеров жильем.

Потенциальные возможности повышения эффективности российской оборонной системы путем создания кадрового сержантского корпуса настолько велики, что, на наш взгляд, задача создания такого корпуса должна занять приоритетное место в деле решения национальной задачи модернизации Вооруженных Сил. А это значит, что она должна решаться, по нашему убеждению, в рамках государственной целевой программы (по типу программы создания частей постоянной готовности) с гарантированным финансированием и жестким графиком исполнения при широком общественном обсуждении хода ее разработки и выполнения.

Необходимость такой программы диктуется тем, что на создание и содержание полноценного сержантского корпуса потребуются затраты, сопоставимые с расходами на содержание офицерского состава. Ведь в современных армиях на одного рядового солдата приходится один сержант, а на одного офицера – не менее трех сержантов. Это значит, что при нынешней численности рядового и сержантского состава Российской армии (включая прапорщиков и сержантов-призывников) 860 тысяч человек ей понадобится более 400 тысяч сержантов-контрактников. Если же ориентироваться на западные стандарты соотношения офицеров и сержантов, то при сохранении нынешней численности офицерского корпуса России (400 тысяч человек) армии понадобилось бы около миллиона сержантов.

Конечно, появление полноценных сержантов, как контрактников, так и профессионалов, позволит со временем сократить число офицеров, что в свою очередь резко уменьшит потребность в сержантах. Так, при сокращении офицеров вдвое, то есть до 200 тысяч человек (это соответствует нынешней численности офицеров в американской армии), потребность в сержантах сократится на 600 тысяч человек.

Однако в любом случае создание кадрового корпуса младших командиров потребует огромных дополнительных расходов. Возрастет не только число сержантов. Совершенно очевидно, что их жилищные условия должны быть лучше, чем рядового состава. Кроме того, понадобятся немалые средства на создание практически заново разветвленной и многоступенчатой сети учебных заведений по профессиональной подготовке младших командиров, которая должна располагать высококвалифицированными преподавательскими кадрами.

О масштабе подобной задачи говорит хотя бы то, что, например, только в сухопутных войсках бундесвера подготовка унтер-офицеров ведется по 328 различным специальностям. Ведь задача сержантов в современной армии – это не только подготовка новобранцев к военной службе. На их плечах лежат также обслуживание сложной военной техники, выполнение большого объема штабной работы и многие другие функции. Ясно, что без мощной государственной поддержки одному Министерству обороны с задачей подобного масштаба не справиться. Надо трезво понимать, что намеченный перевод к 2008 году половины нынешних сержантов на контрактную основу – это хотя и давно назревший, но сравнительно небольшой шаг на пути к созданию кадрового сержантского корпуса, пронизывающего армию снизу доверху.

Компромисс не удался
Наши предложения по сержантам, как, впрочем, и другие содержавшиеся в докладе СВОПа суждения, были отвергнуты Министерством обороны в самой грубой форме. В присланных из Генштаба официальных отзывах нас обвинили в попытке толкнуть армию на натовский путь, а фраза из доклада, что «все страны СНГ уже давно изучают зарубежный опыт и только Россия одиноко стоит в стороне», была названа провокацией. Особенно подчеркивалось, что доклад ни в коем случае не должен быть направлен президенту РФ, хотя мы и не собирались этого делать.

Тем не менее мы проявили выдержку, считая, что любой диалог с военными полезен. В итоге мы подготовили восемь версий доклада, стараясь учесть точку зрения Генштаба и идя на компромисс с ним по ряду пунктов.

С каждой переработкой доклад выхолащивался все более и более. И все же основные его положения, в том числе раздел по сержантам, удалось сохранить.

Надо сказать, что и нынешний глава военного ведомства Анатолий Сердюков, и сменившееся руководство Генштаба взглянули на доклад другими глазами. Вот что, например, написал министр обороны в своем письме от 30 сентября 2009 года на имя председателя президиума СВОПа Сергея Караганова по поводу доклада: «Вопросы, поднятые в докладе, имеют важное значение в период глубокого реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Минобороны России в ходе реформирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время реализуются основные из предлагаемых в докладе мероприятий, в том числе переход на новую организационно-штатную структуру воинских формирований, оптимизация системы военного образования, совершенствование системы мобилизационного планирования и другие мероприятия».

Действительно, целый ряд мер, реализованных в ходе придания армии нового облика, совпадает с предложениями СВОПа. Но, к сожалению, не в сержантском вопросе.


Виталий Шлыков

Источник: http://vpk-news.ru/articles/7450


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://strtbr.forumgrad.com
 
Статья: "Безхребетная Армия (или "Сержантский" вопрос)"
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Steel Rat`s Brotherhood :: ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ :: Другие интересные статьи-
Перейти: